Главная » 2015 » Апрель » 4 » Крымскотатарское эго (продолжение)
17:08
Крымскотатарское эго (продолжение)

http://www.kommersant.ru/projects/crimeantatars

ПРОДОЛЖЕНИЕ
Февзи Якубов

 Февзи Якубов, ректор Крымского инженерно-педагогического университета (КИПУ)

Университет всегда играл большую роль в вопросе межнациональной толерантности. Наши выпускники — специалисты по крымскотарскому языку, искусству, ремеслам и так далее — несут национальную культуру в народ и сохраняют ее. Здесь учатся студенты разных национальностей, но больше крымских татар, как среди учащихся, так и преподавателей.

КИПУ был открыт в 1993 году с учетом возвращения крымских татар на историческую родину, когда стало очевидно, что им надо получать здесь высшее образование. Эту идею я вынашивал в Ташкенте еще во времена Союза. Многие думали в начале 1990-х, что мы быстро задохнемся, что у нас нет будущего.

Я считаю, что Меджлис нужен крымским татарам и Меджлис нужен власти. У власти должен быть орган, с которым можно вести диалог и договариваться. Иначе будут возникать конфликты.
 

 


«Мне было семь лет, и я уже был предателем»

История депортации и реабилитации крымских татар

Отца крымского татарина Османа депортировали дважды. Во время репрессий 1937 года его семью раскулачили и сослали на Север. Вскоре мальчик остался сиротой, и земляки увезли его обратно в родной Судак. 11 мая 1944 года вышло постановление Государственного комитета обороны «О крымских татарах», в котором говорилось, что за участие в немецких добровольческих воинских частях и карательных отрядах, дезертирство и сотрудничество с вражеской разведкой крымские татары подлежат депортации. На НКВД была возложена задача до 1 июня выслать всех крымских татар с территории полуострова и поселить их в районах Узбекской ССР. Операция по выселению проходила в максимально сжатые сроки — с 18 по 20 мая. Для отца Османа, которому на тот момент было чуть больше пяти лет, эта ссылка стала второй в жизни. Помимо крымских татар депортации подлежали болгары, греки, армяне, немцы и «лица иностранного подданства». Переселенцам разрешали взять с собой только личные вещи и немного продовольствия. Оставшееся имущество изымали наркомы. Людей перевозили в специально сформированных эшелонах по тому же принципу, что и заключенных. За эти два дня было депортировано более 180 тыс. человек. Многие из них погибли по дороге от голода и болезней.

«Крымских татар обвинили в предательстве. Мне было семь лет, и я уже был предателем»,— возмущенно говорит Февзи Якубов, ректор Крымского инженерно-педагогического университета. Он достает статистику военных лет. «Семь крымских татар удостоены звания Героя Советского Союза. В Крыму только один дважды Герой — он крымский татарин. Всего во Второй мировой войне участвовало 60 тысяч крымских татар. Более полутора тысяч офицеров, 97 из которых — женщины. Здесь написано, что 36,6% воевавших погибли на поле боя. Предатели?! Около года в Симферополе действовала самая крупная подпольная партизанская организация, глава — крымский татарин. К 15 января 1944-го — это статистика из архивов! — численность партизанских отрядов в Крыму составляла 3733 человека, из них 598 крымских татар. 12 человек были представлены к награде Героя СССР, когда уже шло выселение. Вы понимаете? Немцы сожгли 127 крымскотатарских сел. И это крымские татары предатели?!» — листок дрожит в руках Якубова.

Сам факт депортации для большинства крымских татар остается незажившей раной. Именно это во многом формирует их отношение практически ко всем проблемам: начиная от языкового и земельного вопроса и заканчивая темой присоединения Крыма к России.


 

21 апреля 2014 года президент Владимир Путин подписал указ «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымскотатарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития». Как указано в документе, его цель в «восстановлении исторической справедливости, устранении последствий незаконной депортации». Ранее Путин говорил, что необходимо сделать все, чтобы процесс вхождения Крыма в РФ «был связан с реабилитацией и восстановлением законных прав и интересов крымскотатарского народа». «Этот народ действительно очень серьезно пострадал во времена сталинских репрессий. Мы, безусловно, должны сделать все от нас зависящее, чтобы вхождение Крыма в Россию сопровождалось всеми необходимыми мерами и процедурами по реабилитации крымских татар, по их комфортному самоощущению. Еще Екатерина II, присоединив Крым, подписала указ о том, чтобы крымские татары чувствовали себя комфортно»,— сказал президент в ходе прямой линии 17 апреля.


Владимир Путин о крымских татарах

«Все мы не можем допустить, чтобы крымскотатарский народ стал разменной монетой в каких-то спорах, в том числе и межгосударственных спорах, особенно в каких-то спорах между Россией и Украиной. И так настрадались люди уже достаточно за предыдущие десятилетия, и сейчас их еще вталкивать в спорные вопросы абсолютно недопустимо» (16 мая 2014 года в Сочи на совещании с представителями общин крымских татар).

 

 

 


[ показать еще]

Указ предусматривает создание национально-культурных автономий репрессированных народов. Этот статус не подразумевает прав на территорию, он обеспечивает лишь самоуправление в сфере языка и культуры именно в тех местах, где конкретное этническое население составляет большинство. Экс-глава Меджлиса крымскотатарского народа (теперь уже депутат Верховной рады Украины) Мустафа Джемилев заявил сразу после публикации документа, что этого они никогда не добивались и что крымским татарам нужна национально-территориальная автономия, а не культурная. Джемилев добавил: «Мой народ в реабилитации не нуждается, а нуждается в ней сама Россия — когда нас депортировали, Крым был в составе РСФСР», поэтому «принимать такие указы нужно было не сейчас, а намного раньше». Надо отметить, что за 23 года закон о реабилитации депортированных народов не был принят и на Украине.

 


Рефик Куртсеитов

Рефик Куртсеитов, кандидат социологических наук, доцент, член правления Социологической ассоциации Украины:

В указе о реабилитации крымские татары приравнены к армянам, грекам, немцам и другим. Рассматривать эти этнические группы (армян, греков, немцев и так далее) проживавших в Крыму как народы неправильно ни с точки зрения науки, ни с точки зрения права. У всех у них есть свои страны, а у крымских татар — только Крым. Их надо было вписать в документ под другим статусом — с формулировкой «этнические группы». Сегодня в России все коренные народы имеют национальные государственные образования, начиная с Чукотки и заканчивая Кавказом. Этот документ «пшик» без возвращения того, что было, а именно национально-территориальной автономии.

 


Гульнара Бекирова

Гульнара Бекирова, историк, публицист, кандидат политических наук, доцент кафедры истории Крымского инженерно-педагогического университета:

Указы о реабилитации и статусе крымскотатарского языка — по крайней мере, на сегодняшний день — выглядят как декларативные, они не наполнены никаким содержанием и не удовлетворяют требованиям крымских татар ни в малейшей степени. Сегодня крымские татары — коренной народ Крыма, у которого нет иной родины, приравнен к другим национальным меньшинствам полуострова. <…> Хотя пусть и очень запоздало, но Верховная рада Украины в марте 2014 года признала крымских татар коренным народом Крыма и Украины.

 

 


Сергей Соколовский

Сергей Соколовский, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН:

С юридической точки зрения крымские татары могут рассматриваться как местный народ. Но для того чтобы получить юридический статус коренного малочисленного народа Российской Федерации, необходимо соответствовать ряду критериев, а именно: численность народа должна быть менее 50 тыс. человек, эти люди должны вести традиционный образа жизни, связанный с присваивающей экономикой — охотой, рыбной ловлей, собирательством, оленеводством. Крымские татары этим критериям не отвечают. С другой стороны, трудно оспаривать факт, что крымские татары сформировались как уникальное этническое сообщество именно на территории Крыма.

Иное дело — их притязания на территории, право на землю и самоопределение (то есть набор прав, обычно связываемый с международным статусом коренного народа, в котором нет ограничения по численности). Российская Федерация не ратифицировала Конвенцию Международной организации труда №169 о коренных народах, в которой эти права зафиксированы (конвенция пока ратифицирована лишь 17 государствами во всем мире) и была в числе воздержавшихся во время голосования за принятие Декларации о правах коренных народов. Иными словами, Россия не имеет жестких международных обязательств в этой сфере.

По нормам сегодняшнего российского законодательства крымские татары должны рассматриваться как национальное меньшинство, все права которого (включая защиту языка и культуры) защищаются этим статусом. Специфика защиты прав коренных народов заключается в охране их традиционного образа жизни; все остальные права гарантируются стандартными нормами прав человека и прав меньшинств. Механизм национально-культурной автономии позволяет обеспечить адекватный уровень самоуправления для таких сообществ.

 


Лиля Буджурова

Лиля Буджурова, телеведущая, заместитель директора по информационной политике крымскотатарского телеканала АТР:

Воспоминания о депортации еще очень свежи в каждой семье. Большая часть крымских татар восприняла указ о реабилитации позитивно. Особенно пожилое поколение, у которого до сих пор чувствуется боль в сердце. Многие приняли это так: «теперь клеймо предателей снято». Этот указ является политическим шагом, который продемонстрировал некую лояльность. С точки зрения государства — красивый ход, но мы теперь ждем какой-то практической реализации: компенсации, прибавки к пенсии и так далее.

 


Сергей Аксенов

Сергей Аксенов, председатель Совета министров Республики Крым:

Я могу сказать четко, и эту свою позицию я выражал на протяжении всех предыдущих лет: нашей вины перед крымскими татарами нет. Мы не виноваты в том, что произошло. При этом я осуждаю сам процесс депортации. Денежных компенсаций никаких не предусмотрено. При этом на программы по обустройству мест компактного проживания крымских татар, на инфраструктуру, школы, больницы выделено в три раза больше, чем на Украине.


Сергей Аксенов о крымских татарах:

«Крымскотатарский народ занимает достойное место в политической, общественной и культурной жизни крымского сообщества… Мы не должны возводить национальные заборы. Радикальный национализм разделяет людей, подтачивает сформированную столетиями крымскую ментальность. Мы гордимся своей толерантностью, гармоничным взаимодействием различных культур языков и традиций» (18 мая 2014 года в обращении к крымчанам).

 

 


[ показать еще]

Дядя Османа тоже был депортирован в 1944 году и почти всю жизнь прожил в Узбекистане. Сейчас ему восемьдесят, он рассказывает, что реабилитации добивался много лет. «Я писал и в Киев, и в Москву, и в Европейский суд,— признается он.— Сейчас я хочу устроиться здесь, в Крыму. Я надеюсь, что этот указ поможет продвинуться в этом вопросе». Сразу после того, как президент подписал закон, в крымских паспортных столах выстроилась очередь за бумагами о реабилитации (их могут получить те, кто родился до 1957 года). Пока эти справки имеют формальное значение, но, как объясняют сами крымские татары, старикам важно получить документ, где написано, что они не были предателями. При этом многие из них здесь рассчитывают на денежные выплаты в счет потерянного имущества во время депортации. «Так нас мог реабилитировать кто угодно,— говорит Осман.— Мы рассчитывали на компенсации».

Но денежных выплат законом не было предусмотрено, средства из федеральной программы направлены на решение инфраструктурных проблем крымских татар. Председатель Госкомитета Крыма по делам национальностей и депортированных Заур Смирнов говорит, что главное сейчас — «обеспечить жильем тех, кто стоял в очереди на получение дома» и улучшить «инженерные коммуникации в местах компактного проживания крымских татар». «Уровень обеспеченности этих районов водой, газом, электричеством низкий. Где-то дороги плохие, а где-то их вообще нет»,— поясняет чиновник.

Довольно болезненно крымские татары отреагировали на запрет региональных властей на проведение митинга в 70-ю годовщину депортации 18 мая 2014 года на центральной площади Симферополя. Только с третьего раза организаторам удалось согласовать акцию, которую в итоге разрешили провести только на окраине города. Впервые более чем за 20 лет памятные мероприятия прошли не в центре столицы Крыма. Многим крымским татарам это показалось знаком давления или притеснения. Колонны омоновцев, сопровождающие митингующих, железные ограждения, вертолет, автозаки — крымские татары, не привыкшие здесь к такому, восприняли это как оскорбление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
«Зачем запретили День скорби? Ты можешь потом завалить миллиардами, но это будет бесполезно — нанесена жуткая, страшная обида,— считает журналист Буджурова.— Люди воспринимают это так: “Нам запретили даже плакать”». А по словам Аксенова, была проявлена «прежде всего забота о гражданах: и о русских, и о крымских татарах». После напряженных февральских и мартовских событий 2014 года в Крыму местные власти пытаются подстраховаться, чтобы не допустить любых нежелательных инцидентов. «Если у меня будет вероятность полпроцента, что при какой бы то ни было акции с кем-то может произойти несчастье, я ничего не буду проводить»,— объясняет он. Несмотря на то что с начала 1990-х на подобных митингах не было ни одного случая столкновений, глава республики считает, что «все эти 20 лет мероприятия использовались как шантаж действующей власти с целью продемонстрировать силу и сказать, что татары готовы на все».

«После каждого митинга власть трусливо шла на уступки. Это были не траурные мероприятия,— поясняет господин Аксенов.— Крымские татары, особенно молодые, шли толпой, вызывающе себя вели, ездили с крымскотатарскими флагами, реально пытались морально унизить русских». Ситуация вокруг митинга в годовщину депортации в итоге стала для многих крымских татар индикатором отношений с властью после присоединения к России. Как признаются сами крымские татары, поначалу у них даже появился страх повторной депортации.

«Одна из причин ожидания изменений в худшую сторону — на генетическом уровне, потому что ни одна из страниц истории Крыма, которая была написана с участием России, не была хорошей»,— объясняет политолог Юсуф Куркчи. Февзи Якубов, ректор педагогического университета, считает, что «воевать сила на силу — это старо». «Проблемы надо решать на поле боя интеллекта. Наша главная проблема, что история у нас ситуативная,— поясняет он.— Я всегда твердил, что Крымское ханство надо серьезно изучать. Его представляют как варваров и набежчиков, а я еще в Киеве говорил: 340 лет ханству, из них общая продолжительность войн с Русью — 39 лет. Остальное время мы дружили!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 

Происхождение крымских татар

Современные крымские татары представляют разноэтничные по происхождению группы населения Крымского полуострова, объединение которых произошло в результате исторических событий 1774–1783 годов, незадолго до присоединения Крыма к России. Основными народами, которые населяли Крым в древности, являлись тавры, скифы, аланы, булгары, хазары, гунны, половцы (кыпчаки), печенеги, сарматы и другие. Смешение представителей племен привело к появлению новых народов — крымских татар, караимов и крымчаков.

 

 


[ показать еще]


Волны эмиграции крымских татар

Единого мнения по поводу численности населения Крымского ханства в конце XVIII века у исследователей не сложилось. Но известно, что после присоединения Крыма к России произошел массовый отток населения из Крыма в Турцию (более 200 тыс. человек). Он был вызван произошедшими социально-политическими изменениями, связанными с переходом Крыма в состав Российской Империи. К 1783 году крымских татар на полуострове насчитывалось около 120 тыс.

 

 

 


[ показать еще]

С 1944 года — с момента депортации, говорит политолог Куркчи, крымские татары находятся в ментальной конфронтации с русским миром, для них Россия — это СССР. С ним согласен историк Закир Закиров: «Надо работать с интеллигенцией. Им очень нужно внимание. У власти сейчас хозяйственники, они думают, что проложат дороги, построят дома — и все наладится. Но до тех пор, пока крымский татарин будет воспринимать РФ как СССР, он будет держать фигу в кармане. Скажет спасибо, что дали, зайдет домой и будет ругать власть».


 

 


«У нас не с русскими проблема — у нас с властью проблема»

Какую роль играют крымские татары в политической жизни на полуострове

В течение года с момента присоединения полуострова к России представительный орган крымских татар — Меджлис — переживал не самые простые времена. Сначала его лидерам запретили провести митинг в годовщину депортации в центре Симферополя; потом прокуратура Крыма обвинила их в экстремизме и запретила въезд на полуостров; в сентябре 2014 года вышло постановление о выселении Меджлиса из занимаемого им здания; а в январе 2015 года был арестован один из руководителей представительного органа по подозрению в организации массовых беспорядков. Одни эксперты считают, что власти региона выбрали чрезмерно жесткую политику по отношению к Меджлису, другие утверждают, что иных путей установить диалог уже не осталось. Между тем после парламентских выборов, прошедших в Крыму осенью прошлого года, несколько крымских татар (в том числе из Меджлиса) получили высокие должности в правительстве и работают во властных органах разного уровня. При этом Меджлис в течение года неоднократно обвинял руководство региона в попытках внести раскол в свою структуру.

До мая 2014 года власти предлагали Меджлису посты в Госсовете. Но переговоры не имели успеха, а лидеры органа национального самоуправления крымских татар не поменяли своего отношения к референдуму 16 марта, против которого они выступали. В итоге въезд на полуостров был запрещен экс-председателю Меджлиса Мустафе Джемилеву и нынешнему главе организации Рефату Чубарову. Правоохранители обвинили господина Чубарова в экстремистских действиях, а господина Джемилева — в разжигании межнациональной розни. Вице-премьер правительства Крыма Дмитрий Полонский заявил тогда, что считает запрет на въезд для лидеров Меджлиса «справедливым решением», потому что он вел «неконструктивную политику, повсеместно хая РФ» и «пытался нарушить межнациональный мир и согласие в Крыму». В представительном органе крымских татар запрет на въезд для их лидеров назвали «акцией устрашения» и попыткой «расколоть единство» крымских татар.


Что говорили Рефат Чубаров и Мустафа Джемилев о присоединении Крыма

Мустафа Джемилев:

«Мы все должны обратить свое ежедневное внимание на нужды и боль граждан Украины, которые остаются в оккупационной зоне, искать пути оказания квалифицированной помощи как непосредственно в Крыму, так и здесь в столице, участвуя в разработке решений и мероприятий, которые будут приближать время освобождения нашего Крыма. Пусть эта задача станет для каждого из нас ежедневным трудом совместно с органами государственной власти, гражданскими организациями взаимопомощи и международными структурами» (Выступая перед Верховной радой 20 марта 2014 года).

«Мы проведем среди крымских татар свой представительный референдум. Наш референдум, в отличие от российского, не будет фальшивым» (Во время доклада в Совете Европы 28 марта 2014 года).

«Абсурдно решать вопрос о принадлежности к той или иной стране на основе местного референдума. Право на самоопределение может быть только у коренного народа, и в Крыму таковым являются крымские татары. Но татары бойкотировали этот референдум» (На заседании Совбеза ООН 1 апреля 2014 года).

 

 

 

 


[ показать еще]

 

Референдум 2014
По данным ЦИК республики Крым


Точных данных о количестве крымских татар, принявших участие в референдуме 16 марта 2014 года, нет. По словам бывшего лидера Меджлиса Мустафы Джемилева, 99 % крымских татар не участвовали в голосовании. В свою очередь, премьер-министр Крыма Сергей Аксенов сообщил, что в референдуме приняли участие около 40 % крымских татар, проживающих на полуострове. А по оценкам социологов, проголосовали около 30% крымских татар и около 70% – бойкотировали референдум.

Председатель счетной палаты Курултая Заур Смедляев рассказал «Ъ», что вместе с запретами и шли регулярные «беседы с членами Меджлиса». «Их представители власти пытались переманить на свою сторону. Обещали должности, угрожали выдворением за пределы Крыма или даже тюрьмой»,— отметил Заур Смедляев. В сентябре Меджлис выселили из здания в центре Симферополя. Офис на улице Шмидта арендовал благотворительный фонд «Крым». Прокуратура республики по суду потребовала от организации исключить из числа учредителей Мустафу Джемилева (по законам РФ учреждать благотворительные фонды не может человек, которому запрещен въезд в Россию), а здание опечатали судебные приставы. «Это попытка оказать давление на людей, которые ведут активную общественную деятельность, которые открыто заявляют о нарушениях прав человека в Крыму»,— сказал член Меджлиса Эскендер Бариев.

 

 

 

Обыск внутри здания Меджлиса крымскотатарского народа в Симферополе

 

 

Член президиума Меджлиса крымскотатарского народа Шевкет Кайбуллаев у центрального офиса Меджлиса

 

 

 

 

 
 
 
 
 

Что такое Меджлис крымскотатарского народа
Меджлис был образован в 1991 году на съезде Курултая (собрания) крымскотатарского народа второго созыва. Меджлис является общественной организацией, основные цели которой (согласно уставу) — преодоление последствий геноцида крымских татар, восстановление прав и национально-культурное самоопределение народа. Он считается исполнительным органом Курултая, избираемого каждые пять лет на всеобщих выборах. Также Меджлис призван восстановить государственность крымскотатарского народа на территории Крымского полуострова. 30 июня 1991 года Меджлис принял национальный гимн и флаг крымских татар.


Меджлис состоит из 33 человек, включая председателя. На странице в Facebook Меджлис указан как политическая организация. 20 марта 2014 года в постановлении Верховной рады Украины Меджлис как исполнительный орган Курултая и сам Курултай были признаны высшим представительным органом крымскотатарского народа. По словам главы Крыма Сергея Аксенова в сентябре 2014 года, Меджлис «не был зарегистрирован должным образом».

Лидером Меджлиса с момента его образования был Мустафа Джемилев. В 2007, 2009, 2012 годах он пытался оставить свой пост, объясняя это усталостью, но Курултай не принимал отставку. 27 октября 2013 года Курултай избрал нового главу Меджлиса, которым стал бывший первый заместитель руководителя Рефат Чубаров.

Просмотров: 7584 | Добавил: solarvine | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Stevenlon  
http://dpivi.ru/87-71-redaktor-formul-microsoft-equation.html - программа майкрософт equation предназначена

1 raquello18  
Novel devise
http://engines.telrock.org/?entry-pamela
free porn video online young bosoms porn clips porn video mexic shoes porn abercrombie models porn

Имя *:
Email *:
Код *: